2022

Мастер класс для воспитателей Гимнастика пробуждения

images (13).jpgМастер класс для воспитателей

 

Гимнастика пробуждения

 

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как сделать так, чтобы малыш проснулся  в хорошем настроении и активно продолжил день? В этом поможет гимнастика пробуждения.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Основные задачи:

Оздоровительные:

v повысить жизненный тонус;

v укреплять иммунитет;

v совершенствовать опорно-двигательный аппарат;

v совершенствовать и развивать координацию движений;

v улучшать терморегуляционные процессы организма дошкольников

Образовательные:

v закреплять знания о значении физических упражнений для организма человека;

v упражнять в различных видах движений;

v учить приёмам рационального дыхания, самомассажа.

Воспитательные:

v воспитывать привычку здорового образа жизни.

Планирование гимнастики пробуждения:

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой  выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Комплекс должен состоять из нескольких частей: (выполнение упражнений педагогами)                                                                                          

v потягивания, разминочные упражнения в постели;

orig_7600fa2d45d4bf4d0f5c548fdb1f251b.jpgПробуждение  (чтение стихотворения)

Улетели сны в окошко,                     

Убежали по дорожке.

Зайцы, белочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Звери, глазки открывайте

И зарядку начинайте.

 

v выполнение простого  самомассажа или пальчиковой  гимнастики;

(выполнение пальчиковой гимнастики «На двери висит замок»)

На двери висит замок

923_medium.gifПальцы рук соединить в замок

Кто его открыть бы мог?

Постучали

Стучать основаниями ладоней друг о друга

Покрутили

Вращать ладонями в разные стороны

Потянули

С силой растягивать руки в разных направлениях

И открыли!

Развести руки в стороны

 

v выполнение ОРУ у кроватей,

v «Зайчишки – шалунишки».

Чередование прыжков, бега, ходьбы (1 мин).

v «Цепкие лапки».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 – 3 – вытянуть руки вперед,

повернуть ладонями вверх, сжать кулаки;

4 – вернуться в и.п. (5-6 раз).

v «Крепкие лапки».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2-наклониться вперед, хлопнуть ладонями

По коленям, сказать «крепкие»; 3- вернуться в и.п. (5-6 раз).

v «Веселые белочки».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки полочкой перед грудью. 1-2- два наклона вправо;

3-4- два наклона влево; 5- вернуться в и.п. (5 раз).

 

v упражнений дыхательной гимнастики;

v    « Хорошо в лесу».

И.п.: основная стойка. 1- руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-5 – на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»; 6- вернуться в и.п. (5 раз).

 

v различных видов ходьбы по "тропе здоровья";

Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «гусеница», носки врозь, высоко поднимая колени и др.

v ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам;

Ходьба по дорожкам, имеющимся в каждой группе

v подвижных игр в помещении с контрастной температурой воздуха;

Подвижная игра «Ниточка и иголочка»

v  выполнение упражнений с тренажерами или нестандартным спортивным оборудованием.

Показ упражнений с использованием мешочков, гибких лестниц, дорожек для профилактики плоскостопия, каштанов, шишек и др.

v закаливающие процедуры.

Полоскание горла

 

В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс. 

(проведение игры «Ель-ёлка-ёлочка» на формирование навыка правильной осанки.

         Пока дети спят, педагог создает условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается  на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

     Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.

     Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

После пробуждения дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

Далее дети переходят опять в «Теплую» комнату, где выполняют , например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки или комплекс игровой гимнастики

Проведение комплекса «Дружно в гости мы идём»

1. Мы на пальчиках идём, прямо голову несём.

    Ходьба на носках, руки на пояс.

2. Мы шагаем, мы шагаем, ноги выше поднимаем.

    Ходьба с высоким подниманием коленей.

3. Бегут наши ножки прямо по дорожке.

    Бег с использованием поролоновой дорожки.

4. Обезьянки, обезьянки, бегут дружно по полянке.

    Ходьба на высоких четвереньках.

5. А за ними раки на хромой собаке.

    Ползание на четвереньках спиной вперёд.

6. Зайчик быстро скачет в поле, ему весело на воле.

    Прыжки на двух ногах.

7.Гуси – вид домашней птицы, ходят гуси вереницей.

    Ходьба в низком приседе.

8.Шагают наши ножки дружно по дорожке.

    Обычная ходьба, упражнения на дыхание.

 

Затем необходимо перейти опять в «холодную» комнату для выполнения комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиваться выполнением одного – двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

(Выполнение дыхательного упражнения «Как на горке, на пригорке»)

Затем проводится индивидуальная или дифференцированная работа с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям стопами собрать каштаны или карандаши то правой, то левой ногой).

(Перекладывание каштанов из одной коробки в другую пальцами ног)

В это время другие дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой т.п.)

          Гимнастика после дневного сна в сочетании  с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Летом эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

(Выполнение подражательных упражнений: «Цапля», «Медведь», «Кошка» и др.))

Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.