2023

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика.

Общая характеристика пальчиковой гимнастики

При изучении деятельности человеческого мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и несет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребенка развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.

Так,  выдающийся  невропатолог  и  психиатр  В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно  связаны  с речью и способствовали ее развитию.

М. М. Кольцова (1998 ) указывает на то, что у  ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция и все последующее  совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

М. С. Рузина (1998 ), рассматривая  привычный  набор  занятий по развитию  мелкой  моторики (плетение,  лепка,  нанизывание бусинок и колец, рисование узоров), указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, а также улучшить речь и мышление.

Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-, 7-месячного возраста. Сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Это поглаживание и легкое разминание ежедневно 2— 3 минуты. Уже с десятимесячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук.  Сначала пальцы ребенка сгибают, разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем он это выполняет самостоятельно.

На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, а потом уже в положении согнутых рук перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении ребенка.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно классифицировать по следующим признакам:

•        по направленности работы мышц пальцев рук;

•        упражнения на координацию;

•        по направленности работы пальцев по различным поверхностям;

•        упражнения с предметами;

•        образное выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);

•        упражнения лечебно-профилактического танца (под музыку);

•        самомассаж пальчиками.

Упражнения на  работу  мышц  пальцев  рук.

 Все   упражнения этой группы можно выполнить двумя руками, отдельно правой, левой кистью или поочередно.

-        Сгибание и разгибание пальцев в кулак.

-        «Фонарики» — руки согнуты на уровне головы, пальцы в стороны, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой, затем левой руки (имитируя « мигание фонариков»).

-        «Прятки» — поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого, то же — начиная с мизинца. Повторить упражнение левой рукой.

-        «Грабли» — ладони на столе, пальцы в стороны. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе,  мышцы  напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.

-        «Заборчик» — сведение и  отведение пальцев  от  среднего.

Пальцы в стороны-вместе.

Упражнения   на растягивание   мышц   и   связок   пальцев рук

-        Ладони на столе. Поднять основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить основание ладони, кисти расслабить.

-        Левая ладонь на столе. Правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растянуть мышцы. Опустить левый указательный палец на стол. То же выполнить с другими пальцами и поменять исходное положение рук. В конце руки расслабить.

Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем

•        «Волна» — правая рука согнута на уровне груди. Волнообразное движение кистью вправо-влево, то же левой рукой.

•        «Большая волна»  —  кисти рук на уровне груди, ладонями вниз, пальцы переплетены. Правое предплечье поднимается вверх, левое предплечье опускается вниз поочередно и волнообразно.

•                 «Дельфин» — правая кисть на уровне плеча. «Дельфин ныряет в воду» — волнообразное движение рукой, начиная с кончиков пальцев («нос дельфина»), то же  левой рукой, то же двумя руками — два дельфина.

•        «Хвостик рыбки» — руки вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Поочередное опускание пра­ вой кисти вниз, левой — вверх и наоборот.

•        «Оса» — указательный палец правой руки разогнуть вперед, остальные пальцы в кулак. Вращательные движения вправо и влево указательным пальцем.  Повторить движения другими пальцами и другой рукой.

•        «Моторчик» — пальцы сцеплены (переплетены) перед грудью. Вращательные движения кистями рук.

•        «Птички летят» — руки согнуты в стороны, махи кистями.

•        «Змея» — ладонь правой руки расположена вертикально.

Волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи. То же повторить другой рукой, двумя руками.

Упражнения   на    координацию   движений    пальцев рук

-        «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. То же выполнить левой рукой и одновременно двумя руками.

-        Пальчики правой руки «здороваются» с   пальчиками левой руки — большой пальчик с большим пальчиком, указательный — с указательным и т. д.

-   «Крючки»       —      указательные      пальцы       зацепить    друг  за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить други­ ми пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.

-   «Цепочка»      —      большой и указательный пальцы  левой руки в кольце, через него проходят в таком же соединении пальцы правой руки. Далее большой соединяется со сред­ ним пальцем и т. д.

- «Кошка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

- «Мышка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты и при­ жаты к среднему и безымянному пальцам.

-        «Зайка и барабан» — пальцы в кулак, указательный и средний вверх — прижаты друг к другу. Безымянный и мизинец поочередно стучат по большому пальцу.

-        «Коза» — указательный и мизинец выставлены вперед, остальные пальцы в кулак.

-        «Улитка» — пальцы в кулак,  указательный  и  средний пальцы разогнуть вперед — «рога улитки».

-        «Петушок» - прижать  указательный  палец   и  большой. Остальные пальцы в стороны и поднять вверх.

-        «Курочка» — прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

-        «Жук» — пальцы в кулак. Указательный и мизинец разогнуть вперед-в стороны и шевелить ими.

-        «Краб» — ладони вниз, пальцы переплетены  и  опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальцах ладони вправо, затем влево.

«Замок» — ладони прижаты друг к другу. Пальцы пере­ плетены. Перебирать ими.

-   «Слон» — средний палец опущен вниз («хобот» ). С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой —указательным и большим пальцами. Шевелить средним пальцем.

- «Птичка» - ладони повернуть к   себе, большие  пальцы переплетены, сцеплены друг с другом, остальные пальцы — «крылья». Махать ими.

-        «Собачка» - рука согнута перед грудью.  Согнутые пальцы — указательный — «глаз» и большой — «ухо. Разгибать и сгибать большой палец  —  «собачка шевелит ушами » . Разгибать и сгибать указательный палец — «собачка моргает глазами». Отводить и подводить мизинец — «со­ бачка лает». Выполнить движение одной правой рукой, затем левой рукой и обеими руками («две собачки»).

- «Лесенка» — указательный палец правой руки касается большого пальца левой руки, а указательный палец левой руки касается большого пальца правой руки. Не отрывая указательного пальца правой руки от большого пальца левой руки, поменять исходное положение рук. То же можно выполнить с касанием больших пальцев средними пальцами, затем безымянными и мизинцами.

Упражнения с работой пальцев по различным  поверхностям

•        «Очки» — большие пальцы вместе с остальными правой и отдельно левой руки образуют почти замкнутые круги. Поднести их к глазам.

•        «Флажок» —  руки согнуты перед собой, ладонью вперед.

Четыре пальца вместе вытянуты, большой палец опущен вниз — «древко флажка». Махать четырьмя пальцами.

•        «Лодочка» — обе ладони поставлены на ребро и внизу со­ единены, большие пальцы прижаты, образуется углубление — «днище лодочки».

•        «Пароход» — так же как «лодочка», но большие пальцы подняты вверх — «труба парохода».

•        «Стул» -  левая ладонь поставлена вертикально вверх  - «спинка стула». К ее нижней части приставляется правый кулачок — «сидение», большие пальцы вместе.

•        «Стол» — левая кисть в кулак, сверху на него опускается правая ладонь.

•        «Шарик» — все пальцы обеих рук собрать вместе. Затем подуть на них, при этом пальцы, не разъединяясь, принимают форму шара.

•        «Солдатики» —  указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные в кулак. «Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.

•        «Встречи» — руки внизу, перебирать пальцами по боковым поверхностям бедер, туловища и головы до «встречи» кистей на голове. Там пальчики изображают «игры», «борьбу» муравьев. Затем, устав, руки расслабленно опус­ каются вниз.

•        «Муравейник» — кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются. Беспорядочные движения пальцами — «муравьи бегают».

•        «Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по согнутой левой руке. То же выполнить левой рукой.

•        «Пианино» — перебирать пальцами по столу, ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.

•        «Лягушата» — ладонь прижата к столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и далее разогнуть пальцы вперед в исходное положение - «лягушата прыгают».

•        «Крокодил» — ладонь горизонтально расположена на столе. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты («глаза») и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Передвигать ладонь по столу.

Упражнения   пальчиками    с    предметами

-        Складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, кубик, мельница, звездочка, флажок, лодка, рыбка, солнце, машина, ракета, качели, кровать, табурет, забор, санки, колодец и другие.

-        Складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, 6, 9, 11  и т. д.

-        Складывание букв из палочек: А, О, У, И, Ш и т. д.

-        Выкладывание букв, слов из мозаики, камешков, листиков, кубиков и другого материала.

-        Гимнастика и игры с учебными предметами: карандаш, ручка, линейка, с одним и двумя предметами.

-        Изображение цифр, букв пальцами: 0, 1, 8, М, Л и другие.

-        Упражнение пальчиками с гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об пол, о стену, пере­ каты и ловля с партнером), гимнастическая палка (пере­ каты, горизонтальные и вертикальные подбрасывание и ловля, вертикальное балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах), лента (взмахи, круги, змейки горизонтальные — «серпантин», вертикальные — «заборчик», «спираль»).

-        Упражнения пальчиками с нестандартными предметами: платочек, шарфик, косынка (взмахи, перекладывание из руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений); горох, орехи, шары, мячи с резиновыми шипами (катание в ладони, по полу, столу, частям тела); кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек и изображение героев сказок, рассказов).