-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая
гимнастика.
Общая
характеристика пальчиковой гимнастики
При изучении деятельности
человеческого мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее
влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом
из головного мозга и несет его функции. На этом основано много научных
исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребенка
развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.
Так, выдающийся невропатолог и
психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно
связаны с речью и способствовали ее развитию.
М. М. Кольцова (1998 ) указывает на то, что у
ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция и все последующее совершенствование речи стоит в прямой
зависимости от степени тренировки движения пальцев.
М. С. Рузина (1998 ), рассматривая
привычный набор занятий по развитию мелкой моторики
(плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров),
указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие
всех пальцев рук, а также улучшить речь и мышление.
Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-,
7-месячного возраста. Сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой
его фаланги. Это поглаживание и легкое разминание ежедневно 2— 3 минуты. Уже с
десятимесячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев
рук. Сначала пальцы ребенка сгибают, разгибают родители или тот, кто с
ним занимается, затем он это выполняет самостоятельно.
На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику
лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, а потом уже в
положении согнутых рук перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук
выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении
ребенка.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно
классифицировать по следующим признакам:
• по
направленности работы мышц пальцев рук;
• упражнения
на координацию;
• по направленности
работы пальцев по различным поверхностям;
• упражнения
с предметами;
• образное
выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);
• упражнения
лечебно-профилактического танца (под музыку);
• самомассаж
пальчиками.
Упражнения на
работу мышц пальцев рук.
Все упражнения этой группы можно
выполнить двумя руками, отдельно правой, левой кистью или поочередно.
- Сгибание и
разгибание пальцев в кулак.
- «Фонарики»
— руки согнуты на уровне головы, пальцы в стороны, поочередно сжимать и
разжимать пальцы правой, затем левой руки (имитируя « мигание фонариков»).
- «Прятки» —
поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого, то же — начиная с
мизинца. Повторить упражнение левой рукой.
- «Грабли» —
ладони на столе, пальцы в стороны. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на
столе, мышцы напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.
- «Заборчик»
— сведение и отведение пальцев от среднего.
Пальцы в стороны-вместе.
Упражнения
на растягивание мышц и связок
пальцев рук
- Ладони на
столе. Поднять основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить
основание ладони, кисти расслабить.
- Левая
ладонь на столе. Правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки,
растянуть мышцы. Опустить левый указательный палец на стол. То же выполнить с
другими пальцами и поменять исходное положение рук. В конце руки расслабить.
Упражнения на подвижность суставов, вращательные
движения кистью и каждым пальцем
• «Волна» —
правая рука согнута на уровне груди. Волнообразное движение кистью
вправо-влево, то же левой рукой.
• «Большая
волна» — кисти рук на уровне груди, ладонями вниз, пальцы
переплетены. Правое предплечье поднимается вверх, левое предплечье опускается
вниз поочередно и волнообразно.
•
«Дельфин» — правая кисть на уровне плеча. «Дельфин ныряет в воду» —
волнообразное движение рукой, начиная с кончиков пальцев («нос дельфина»), то
же левой рукой, то же двумя руками — два дельфина.
• «Хвостик
рыбки» — руки вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга.
Поочередное опускание пра вой кисти вниз, левой — вверх и наоборот.
• «Оса» —
указательный палец правой руки разогнуть вперед, остальные пальцы в кулак.
Вращательные движения вправо и влево указательным пальцем. Повторить
движения другими пальцами и другой рукой.
• «Моторчик»
— пальцы сцеплены (переплетены) перед грудью. Вращательные движения кистями
рук.
• «Птички
летят» — руки согнуты в стороны, махи кистями.
• «Змея» —
ладонь правой руки расположена вертикально.
Волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи.
То же повторить другой рукой, двумя руками.
Упражнения
на координацию движений пальцев
рук
- «Пальчики
здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного и мизинца. То же выполнить левой рукой и
одновременно двумя руками.
- Пальчики
правой руки «здороваются» с пальчиками левой руки — большой пальчик
с большим пальчиком, указательный — с указательным и т. д.
-
«Крючки»
— указательные
пальцы зацепить
друг за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить други ми
пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.
- «Цепочка»
— большой и указательный пальцы левой руки
в кольце, через него проходят в таком же соединении пальцы правой руки. Далее
большой соединяется со сред ним пальцем и т. д.
- «Кошка» — средний и безымянный пальцы упираются в
большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.
- «Мышка» — средний и безымянный пальцы упираются в
большой. Указательный палец и мизинец согнуты и при жаты к среднему и
безымянному пальцам.
- «Зайка и
барабан» — пальцы в кулак, указательный и средний вверх — прижаты друг к другу.
Безымянный и мизинец поочередно стучат по большому пальцу.
- «Коза» —
указательный и мизинец выставлены вперед, остальные пальцы в кулак.
- «Улитка» —
пальцы в кулак, указательный и средний пальцы разогнуть
вперед — «рога улитки».
- «Петушок»
- прижать указательный палец и большой. Остальные
пальцы в стороны и поднять вверх.
- «Курочка»
— прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы накладываются друг на
друга в полусогнутом положении.
- «Жук» —
пальцы в кулак. Указательный и мизинец разогнуть вперед-в стороны и шевелить
ими.
- «Краб» —
ладони вниз, пальцы переплетены и опущены вниз. Большие пальцы к
себе. Передвигать на пальцах ладони вправо, затем влево.
«Замок» — ладони прижаты друг к другу. Пальцы пере
плетены. Перебирать ими.
- «Слон» — средний палец опущен вниз
(«хобот» ). С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой —указательным
и большим пальцами. Шевелить средним пальцем.
- «Птичка» - ладони повернуть к себе,
большие пальцы переплетены, сцеплены друг с другом, остальные пальцы —
«крылья». Махать ими.
- «Собачка»
- рука согнута перед грудью. Согнутые пальцы — указательный — «глаз» и
большой — «ухо. Разгибать и сгибать большой палец — «собачка
шевелит ушами » . Разгибать и сгибать указательный палец — «собачка моргает
глазами». Отводить и подводить мизинец — «со бачка лает». Выполнить движение
одной правой рукой, затем левой рукой и обеими руками («две собачки»).
- «Лесенка» — указательный палец правой руки касается
большого пальца левой руки, а указательный палец левой руки касается большого
пальца правой руки. Не отрывая указательного пальца правой руки от большого
пальца левой руки, поменять исходное положение рук. То же можно выполнить с
касанием больших пальцев средними пальцами, затем безымянными и мизинцами.
Упражнения с работой пальцев по различным
поверхностям
• «Очки» —
большие пальцы вместе с остальными правой и отдельно левой руки образуют почти
замкнутые круги. Поднести их к глазам.
• «Флажок»
— руки согнуты перед собой, ладонью вперед.
Четыре пальца вместе вытянуты, большой палец опущен
вниз — «древко флажка». Махать четырьмя пальцами.
• «Лодочка»
— обе ладони поставлены на ребро и внизу со единены, большие пальцы прижаты,
образуется углубление — «днище лодочки».
• «Пароход»
— так же как «лодочка», но большие пальцы подняты вверх — «труба парохода».
• «Стул» -
левая ладонь поставлена вертикально вверх - «спинка стула». К ее
нижней части приставляется правый кулачок — «сидение», большие пальцы вместе.
• «Стол» —
левая кисть в кулак, сверху на него опускается правая ладонь.
• «Шарик» —
все пальцы обеих рук собрать вместе. Затем подуть на них, при этом пальцы, не
разъединяясь, принимают форму шара.
•
«Солдатики» — указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные в
кулак. «Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.
• «Встречи»
— руки внизу, перебирать пальцами по боковым поверхностям бедер, туловища и
головы до «встречи» кистей на голове. Там пальчики изображают «игры», «борьбу»
муравьев. Затем, устав, руки расслабленно опус каются вниз.
•
«Муравейник» — кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются.
Беспорядочные движения пальцами — «муравьи бегают».
•
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по согнутой
левой руке. То же выполнить левой рукой.
• «Пианино»
— перебирать пальцами по столу, ударять кончиками пальцев одновременно,
изображая игру на пианино.
• «Лягушата»
— ладонь прижата к столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и
далее разогнуть пальцы вперед в исходное положение - «лягушата прыгают».
• «Крокодил»
— ладонь горизонтально расположена на столе. Большой палец под ладонью.
Указательный и мизинец согнуты («глаза») и прижаты к среднему и безымянному
пальцам. Передвигать ладонь по столу.
Упражнения
пальчиками с предметами
-
Складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, кубик, мельница,
звездочка, флажок, лодка, рыбка, солнце, машина, ракета, качели, кровать,
табурет, забор, санки, колодец и другие.
-
Складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, 6, 9, 11 и т. д.
-
Складывание букв из палочек: А, О, У, И, Ш и т. д.
-
Выкладывание букв, слов из мозаики, камешков, листиков, кубиков и другого
материала.
- Гимнастика
и игры с учебными предметами: карандаш, ручка, линейка, с одним и двумя
предметами.
-
Изображение цифр, букв пальцами: 0, 1, 8, М, Л и другие.
- Упражнение
пальчиками с гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об
пол, о стену, пере каты и ловля с партнером), гимнастическая палка (пере
каты, горизонтальные и вертикальные подбрасывание и ловля, вертикальное
балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах), лента (взмахи, круги,
змейки горизонтальные — «серпантин», вертикальные — «заборчик», «спираль»).
- Упражнения
пальчиками с нестандартными предметами: платочек, шарфик, косынка (взмахи,
перекладывание из руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений); горох,
орехи, шары, мячи с резиновыми шипами (катание в ладони, по полу, столу, частям
тела); кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек,
ленточек и изображение героев сказок, рассказов).
Поделиться в социальных сетях: