-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Ритмика
Что такое ритмика, ее построение, характеристика современной ритмической гимнастики, требование к подбору музыкального сопровождения физических упражнений
Ритмическая
гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение
которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на
высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.
Упражнения
ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах
организации физической культуры
Ритмическая
гимнастика - это разновидность основной гимнастики, содержанием
которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения
(общеразвивающие, танцевальные и др.), объединенные в экспериментально
созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, выполненные
преимущественно поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку
различного характера.
Ритмическая
гимнастика - это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди
оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической
гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих
упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической
гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный
аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма
человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным
сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической
гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным
особенностям детей, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе
и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.
При
всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт,
делающих ее особенно привлекательной и популярной. Этими особенностями
являются:
1. Сочетание
общеразвивающих упражнений с элементами народно-бытовых, характерных и
современных танцев
2. Тесная
связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
3. Большая
эмоциональная насыщенность
4. Высокая
динамичность и разнообразие движений.
5. Возможность
эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.
6. Коллективный
характер занятий.
7. Поточный
способ выполнения упражнений.
8. Расширение
двигательных возможностей и повышение культуры движений.
Ритмическая гимнастика - это не создание нашего времени, а лишь забытое старое,
обновленное в духе времени. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда
ценились оба ее компонента – собственно гимнастика и ритмический танец. В
близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в 18-19
веках. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт -
музыкант, оперный певец, который в 1883 году создал в Париже курсы сценической
выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной
ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и
воздействия на соматическую и психическую сферы человека.
Ритмическая гимнастика - это не создание нашего времени, а лишь забытое старое,
обновленное в духе времени. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда
ценились оба ее компонента – собственно гимнастика и ритмический танец. В
близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в 18-19
веках. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт -
музыкант, оперный певец, который в 1883 году создал в Париже курсы сценической
выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной
ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и
воздействия на соматическую и психическую сферы человека.
В
дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создает своеобразную школу женской
гимнастики, который на первое место ставил физические упражнения динамического
характера, построенные на движениях свободной пластики. Профессор Жак Далькроз,
композитор и музыкант, в 1880-х годах организовал курсы ритмической гимнастики
при Женевской консерватории. Сущность его системы состояла в стремлении
передавать движениями воспринимаемый слухом ритм и воспитании музыкальности.
Тогда же ритмическая гимнастика впервые получила оценку со стороны педагогов.
Все
эти гимнастические системы, будучи различны по своей целенаправленности, имеют
ряд основных положений, объединяющих их: 1)единство интеллекта и физического
развития; 2) естественность и выразительность движений; 3) использование и
правильное согласование движений и музыки, как средства
художественно-двигательного воспитания человека. В дальнейшем Ж. Далькроз открыл
в Хеллерау в Германии Институт ритма и одновременно С. Волконский - курсы
ритмической гимнастики в Петербурге. В 1912-1913 годах ритмическая гимнастика
преподавалась уже в государственных и частных заведениях России: в Петербурге -
в Смольном институте, Музыкальной драме, реформатском женском училище, школе
для отсталых детей и др. (всего в 13 учреждениях); в Москве - в Александровском
институте, консерватории, музыкальной школе Гнесиной и т.д. (всего в
8учреждениях). В это же время курсы ритмической гимнастики открываются еще в 5
городах России.
Среди
последователей данных систем особую известность приобрела американская
танцовщица Айседора Дункан (1878-1928), которая внесла втанец новые идеи и
формы. Особенность искусства этой танцовщицы заключалась в свободной пластике,
введении пантомимического элемента в танец, а также движений и принципов
джазового танца
В
20-х гг. в Москве появляются спортивно-танцевальные студии З.Д.Вербовой, Л.Н.
Алексеевой, организуются также студии в Тифлисе, Баку, Воронеже. В студии Л.Н.
Алексеевой и студиях ее учеников занимались не только взрослые, но и малыши, а
также дети, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе
и костным туберкулезом.В 1923 году наркомом просвещения А.В. Луначарским была
учреждена специальная студия, где готовили преподавателей физического
воспитания для школ и техникумов. В программу обучения входили разные
дисциплины, в том числе ритмическая гимнастика, пластика, композиция и
составление произвольных упражнений.
В
период, предшествующий Великой Отечественной войне, популярность ритмической
гимнастики снизилась, но работа в этой области не прекращалась. В 40-х гг. в
Государственном центральном институте физической культуры организовался курс
ритмики, на котором проводились занятия экспериментальных групп по программам,
весьма близким к современной ритмической гимнастике. В конце 60-х - начале 70-х
гг. возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания.
Новый
подъем ритмической гимнастики, начался в начале 80-х гг. Это связано с особым
интересом к массовой физической культуре, широким развитием поп-музыки,
доступностью аудио- и видеотехники. Интерес к оздоровительной аэробике в нашей
стране возник благодаря голливудской кинозвезде Джейн Фонде. Ее аэробика
отличалась доступностью, простотой, эмоциональностью и включала в себя элементы
популярных танцев. В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было снижение
веса. Вначале 80-х годов широко распространилась система Шогкош (тренировка).
Затем возникли и другие направления.
Характеристика современной ритмической гимнастики
Современная ритмическая гимнастика обогатилась
знаниями в области развития двигательных способностей, структуры построения
занятий, объема и интенсивности предлагаемых упражнений. Упражнения ритмической
гимнастики, выполненные в условиях длительной физической нагрузки средней
интенсивности, при которой организм в достаточной мере потребляет кислород,
будут считаться аэробными. Если потребление кислорода, необходимое работающим
мышцам, соответствует кислородному запросу организма на данную работу, то можно
говорить об аэробной работе. К ней относятся бег, спортивная ходьба, плавание,
лыжи, гребля, т.е. циклические виды спорта, а также ритмическая гимнастика или
аэробные танцы.
Известный специалист в области оздоровительной
физической культуры Кеннет Купер поставил аэробные танцы в число самых
эффективных видов упражнений, наряду с циклическими только в отличие от
однообразных циклических нагрузок, занятия ритмической гимнастикой вызывают
большой эмоциональный подъем, сопровождающийся определенными нейроэндокринными
сдвигами, которые обычно свойственны повышению функциональных возможностей
организма и являются активным стимулятором деятельности сердечно-сосудистой
системы человека. Аэробная гимнастика выгодно отличается от бега тем, что
физическая нагрузка равномерно распределяется на все мышечные группы. А чтобы
получить тренировочный эффект от занятий, необходимо, чтобы физическая нагрузка
была продолжительной, в меру утомительной и по возможности увлекательной. Из
всего сказанного следует, что аэробика - это длительная физическая нагрузка
средней интенсивности, где есть упражнения, при которых организм получает
необходимый запас кислорода, при этом укрепляется сердечно-сосудистая система,
благотворное воздействие оказывается на нервную, эндокринную и дыхательную
системы организма человека. Кислород, проникая во все клетки, словно
«промывает» их, отчего человек чувствует себя свежим, легким и бодрым.
Ритмическая гимнастика - хорошее средство от
переутомления, а также одно из направлений восстановления сил человека,
израсходованных в процессе труда. В некоторых исследованиях приводятся
результаты влияния занятий ритмической гимнастикой на состояние
нервно-психических процессов.
Полученные данные свидетельствуют о достоверном
улучшении психических состояний: нормализации нервно-психического напряжения,
снижения тревожности, улучшения сна, повышения эмоционального тонуса и желания
вести активный образ жизни. Улучшение психического состояния проявляется в
подъеме настроения, появляется уверенность в своих физических возможностях.
Положительные изменения психического состояния тесно связаны с проявлением
творческой активности занимающихся, а также с уровнем физической
работоспособности; наблюдается достоверное улучшение цветовой памяти, остроты
зрения. Отличительной особенностью ритмической гимнастики является то, что все
упражнения в занятии выполняются под музыку. Исследования по этому вопросу
свидетельствуют об очевидном преимуществе использования музыки в процессе
спортивной деятельности. Воздействуя прежде всего на психику, центральную
нервную систему, она опосредованно влияет и на физическую работоспособность.
Психологи объясняют это явление ритмическим течением психофизиологических
процессов - ходьбы, бега, дыхания, сердечных сокращений и т.п. Ритмическая
музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы,
повышает его работоспособность, отдаляет наступление утомления, помогает
бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных
процессов.
Т.Т. Ротерс, В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина, Н.А.
Боровская, Т.С. Лисицкая и др. подчеркивают, что ритмическая гимнастика — это
прекрасное средство эстетического воспитания. Танцевальная направленность
упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений,
выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и
танцевальности. По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики
подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные, спортивные.
Оказывая существенное воздействие на функционирование
систем организма, комплексы ритмической гимнастики могут быть преимущественно
направлены на совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем; на
развитие мышечно-связочного аппарата, а также на поддержание нервной системы,
используя методы релаксации, аутотренинга и расслабления.
Комплексы упражнений ритмической гимнастики могут быть
использованы в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и
продленного дня, в уроках по физической культуре, во внеклассных формах организации
занятий и общешкольных физкультурно-массовых и' спортивных мероприятиях.
Требование к подбору музыкального сопровождения физических упражнений
С древнейших времён известно, что музыка обладает
огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека. В
то же время, при соответствующем применении, музыка может оказывать
существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и
организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать
лучшему запоминанию и выполнению различных физических упражнений.
Музыкальное сопровождение может способствовать
повышению работоспособности, Его использование на занятиях может также
способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия
в проведении занятия,
При подборе музыкального произведения необходимо
учитывать, что музыка должна соответствовать возрастным особенностям
занимающихся, и задачам занятия, а именно:
1. Продолжительность звучания
одной мелодии: для младших дошкольников – 1,5 – 3 минуты, для старших
дошкольников и младших школьников - до 4 – 5 минут.
2. Смысл песни, образ
музыкального произведения должен быть понятен детям. Для этого музыку в
занятиях младшими школьниками нужно подбирать с ярким, запоминающимся образом.
Для старших детей – более сложную по характеру, сюжету песни, средствам
музыкальной выразительности.
3. Темп музыки не должен
превышать: у дошкольников - 110 - 120 уд. мин., у старших дошкольников – 150 –
160 уд. в мин., а у школьников – 170 уд. в мин. (в прыжково-беговой части).
Надо использовать музыку разную по темпу, соответствующую части занятия и
решению двигательных задач.
4. Форма музыкального
произведения также имеет большое значение. Большинство педагогов вполне
оправданно предпочитают составление композиций под музыку куплетно-припевной
формы (песни), с чёткой, ясной фразировкой, что особенно важно для детей
младшего школьного возраста.
5. При подборе музыкального
произведения следует учитывать следующее: упражнения куплета должны отличаться
от упражнений припева, при этом в каждом куплете могут быть как новые движения,
так и повтор упражнений предыдущего куплета. Вступление и проигрыши следует
наполнять движениями, отличными от упражнений куплета и припева. В соответствии
с этим, педагог должен сначала просчитать необходимую нагрузку, частоту
повторов того или иного упражнения, и лишь после этого подбирать то музыкальное
произведение, структура которого позволит ему грамотно и логично составить
композицию.
6. При необходимости проведения
упражнений с определённой дозировкой, не укладывающейся в наиболее типичное
строение музыкальной фразы, состоящей из 4х8 счётов (так называемый «квадрат»),
можно рекомендовать использовать фоновую инструментальную музыку (нон-стоп,
релаксационную, «звуки природы»), имеющую свободное строение.
7. Разнообразие музыкальных
стилей обогащает слуховой и эстетический опыт детей, расширяет кругозор,
поэтому желательно использование музыки в разных стилях (классика, народная
музыка (возможно – в современной обработке), песни народов мира, музыка молодых
детских композиторов в современных ритмах, при занятиях с детьми среднего и
старшего возраста – популярную у этого контингента занимающихся музыку,
соответствующую эстетическим требованиям).
8. Само звучание музыкальных
произведений, используемых в занятии, должно соответствовать
художественно-эстетическим требованиям.
9. Музыкальное сопровождение
необходимо регулярно обновлять, так как даже самая любимая музыка при частом и
длительном применении может наскучить занимающимся и со временем вызывать
отторжение.
Следует отметить, что, если дети младшего школьного
возраста в силу своих возрастных особенностей, в частности – малым музыкальным
опытом, в большей степени склонны подчиниться мнению педагога, то дети среднего
и старшего школьного возраста имеют более сформированные музыкальные
предпочтения.
Так, в работе с детьми младшего школьного возраста
педагогу в целом достаточно знать особенности восприятия этого контингента и
выбирать в соответствии с ними детские песни или произведения с достаточно
конкретным выражением средствами музыкальной выразительности того или иного
образа и подбирать соответствующие движения.
В результате проведённых исследований, проведённых
среди детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, было
определено, что главным фактором выбора тех или иных произведений является мода
на них. Однако необходимо отметить, что «модная» музыка иногда не только не
соответствует эстетическим требованиям, но и по содержанию своих музыкальных
средств может являться вредной для психического и физического самочувствия
занимающихся. В этом случае педагогу не следует «гнаться за модой», а надо
проявить свой дар убеждения и широкий музыкальный кругозор, чтобы заменить
нежелательные музыкальные произведения на те, которые будут удовлетворять и
учащихся, и, в то же время, будут адекватны требованиям к музыкальному
сопровождению занятий и будут оказывать только положительный эффект.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что
методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием
правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным
профессиональным умением современного специалиста по физической культуре.
Поделиться в социальных сетях: