-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
ОРУ (общеразвивающие упражнения)
Способы регулирования нагрузки, методические указания к проведению ОРУС, схемы построения комплексов ОРУ
Классификация ОРУ
Для целенаправленного применения упражнений и удобства ориентирования в их
многообразии, ОРУ можно классифицировать по различным признакам на несколько
групп, имеющих практическое значение:
1. Классификация ОРУ по анатомическому
признаку.
В зависимости от работы тех или иных мышечных групп ОРУ делятся на:
- упражнения для рук и
плечевого пояса;
- упражнения для туловища и
шеи;
- упражнения для ног и
тазового пояса;
- упражнения для всего
тела.
Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением
упражнений для конкретных мышечных групп и отдельных мышц.
2. Классификация по признаку подбора
упражнений преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме.
Общеразвивающие упражнения делятся:
- упражнения на силу;
- упражнения на
растягивание (гибкость);
- упражнения
скоростно-силового характера;
- упражнения с
преимущественной быстротой движений;
- упражнения на выносливость
и другие двигательные способности.
3. Классификация по признаку
методологической значимости упражнений.
ОРУ делятся на:
- упражнения,
способствующие развитие координации движений;
- упражнения, формирующие
правильную осанку;
- дыхательные упражнения.
4. Классификация по признаку
использования предметов и снарядов.
ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (палки, гантели, набивные
и резиновые мячи, скакалки и т.д.); на гимнастических снарядах и со снарядами
(гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.); с использованием тренажеров и
других приспособлений.
5. Классификация по признаку
организации группы.
ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; втроем;
упражнения, выполняемые в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах;
упражнения в движении.
6. Классификация по признаку исходных
положений.
В зависимости от исходных положений, из которых начинаются ОРУ, их можно
разделить на:
- упражнения, выполняемые
из стоек;
- упражнения из приседов;
- упражнения, выполняемые
из положений сидя и лежа;
- упражнения из упоров;
- упражнения, выполняемые
из висов и т.д.
Схема построения
комплексов ОРУ
При составлении ОРУ в комплексе прежде всего нужно определить его целевое
значение. Комплексы ОРУ могут быть предназначены для: проведения утренней
зарядки; общей и специальной разминки; комплексного или направленного развития
двигательных способностей; формирования осанки; решения задач восстановления
организма после нагрузки; обучения конкретным двигательным действиям и др.
Также при составлении ОРУ в комплекс надо знать контингент занимающихся, их
возраст, пол, уровень двигательной подготовленности и физического развития.
Только после этого можно подбирать наиболее эффективные упражнения, составлять
их в комплекс в физиологически рациональной последовательности, и подходить
творчески к их использованию.
Методические рекомендации по составлению комплексов ОРУ.
1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть
направлены на решение определенных педагогических задач.
2. Упражнения последовательно следуют одно за другим в соответствии с
принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее
легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, затем включать
упражнения комплексные, дающие нагрузку большим группам мышц туловища и ног.
4. Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу
включались последовательно различные части тела. Поочередная работа различных
частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает условия для отдыха
работающих мышц.
5. Упражнения силового характера должны предшествовать
упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять
упражнения на расслабление.
Схема последовательности упражнений в комплексе ОРУ(типовая)
№ |
Задачи |
Упражнения |
1 |
Выпрямление изгибов позвоночника и
активизация дыхания |
Упражнение типа «потягивания» |
2 |
Укрепление мышц рук и плечевого
пояса, развитие подвижности суставов |
Упражнения для мышц Круговые и маховые движения руками |
3 |
Увеличение подвижности шейных
позвонкови уменьшение шейной кривизны |
Упражнения для мышц шеи (Наклоны, повороты и круговые
движения головой) |
4 |
Развитие силы мышц, увеличение
подвижности суставов. |
Упражнения для мышц туловища. (наклоны туловища вперед, назад,
впрао, алеао, круговые движения) |
5 |
Укрепление мышц ног и увеличение
подвижности суставов |
Упражнения для мышц ног. (приседания и др.) |
6 |
Увеличение подвижности суставов,
развитие гибкости |
Упражнения на растягивание (выпады, махи ногами и др.) |
7 |
Вовлечение как можно большего
количества мышц в работу |
Комбинированные упражнения (в положении сидя (лежа) с
включением в работу мышц живота и спины и др.) |
8 |
Тренировка с.с.с. и дыхательной
систем организма, повышение обмена веществ |
Прыжки (подскоки, бег на месте) |
9. |
Восстановление сил и дыхания |
Ходьба и дыхательные упражнения |
Следует иметь в виду, что данная схема условна, т.к. раз и навсегда
установленных правил быть не может, потому что очень обширен круг задач,
решаемых с применением ОРУ.
Способы проведения ОРУ
Существует несколько способов проведение комплекса ОРУ: раздельным или
обычным, расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым
способом. Однако, при проведении физкультминуток, физкультпауз в основном
используют поточный способ.
Он предусматривает выполнение упражнений непрерывно, одно за другим в
виде комплекса, что значительно повышает плотность занятия, активизирует
деятельность ЦНС и внимание учащихся. В него включаются хорошо знакомые
занимающиеся и простые по технике исполнения упражнения. Каждое из них
повторяется заданное преподавателем количество раз. При музыкальном сопровождении
расчет количества повторений ведется на одну музыкальную фразу. Переход от
одного упражнения к другому осуществляется путем краткого названия и показа
нового исходного положения для выполнения очередного упражнения.
Разновидностью поточного способа проведения упражнений может быть серийно-поточный
способ, при котором поточно проводятся серии из нескольких упражнений,
после чего дается пауза перед началом следующего. Движения каждого последующего
упражнения серии базируются на предыдущем, а за счет изменения направлений
движения, амплитуды, взаимного расположения звеньев тела достигается
качественная проработка мышечно-суставного аппарата.
Раздельный способ характеризуется наличием пауз между отдельными
упражнениями, а также относительным постоянством места действия занимающихся.
Преподаватель называет упражнение, указывает на его назначение, показывает,
если это необходимо, а затем подает команду для выполнения.
Простые по технике исполнения упражнения могут проводиться только «по
показу», или «по рассказу».
«По показу» упражнения проводятся, когда надо организовать внимание занимающихся,
дисциплинировать их и повысить моторную плотность занятий и физическую
нагрузку.
«По рассказу» ОРУ применяются с целью развития образного и логического мышления,
памяти на движения, координац
ии движений и умения слушать педагога.
Игровой способ проведения ОРУ применяется для закрепления пройденных упражнений, для
стимуляции активности занимающихся, увеличения физической нагрузки,
эмоциональной окраски занятий.
Методические указания к проведению ОРУ
Поэтому при составлении комплексов ОРУ прежде всего учитывается назначение
упражнений. А так же для какого контингента занимающихся составляется комплекс
(возраст, пол, физическое развитие, физическая подготовленность).
Далее следует определить содержание упражнений и их обьем.
Всегда помнить о том, что в комплексе ОРУ должны быть упражнения
направленные на формирование осанки, развитие двигательных способностей.
Упражнения должны оказывать всестороннее воздействие на занимающихся.
Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на
растягивание. После напряженной работы
Дозировка должна соответствовать контингенту занимающихся. Для повышения
эмоционального состояния занимающихся желательно использовать музыкальное
сопровождение.
Для активизации деятельности развития внимания занимающихся при выполнении
упражнений можно применять следующие приемы:
1. выполнение упражнения с закрытыми глазами
(например, одно с закрытыми, другое с открытыми)
2. выполнение упражнений с сохранением заданного
ритма (упражнение выполняется под музыку, музыка затихает, а дети продолжают
выполнять, затем музыка вновь громко включается и музыкальный ритм должен
совпасть с ритмом выполнения упражнения)
3. изменение ритма и темпа движений в ходе одного и
того же упражнения
4. применение игровых моментов, по зрительному или
звуковому сигналу. Например, преподаватель перед началом комплекса
договаривается с занимающимися о сигнале (хлопок, поднятая рука или руки к
плечам) при котором все должны принять определенную позу (например, упор
присев) или другое задание. В конце ОРУ определяется победитель.
Способы регулирования нагрузки:
Нагрузка, получаемая от выполнения ОРУ зависит прежде всего от:
• содержания самих упражнений
• количества повторений
каждого упражнения
• темпа выполнения
• амплитуды движений
• характера движений
(плавно-резко, напряженно-расслабленно)
• уменьшением или
увеличением степени силового напряжения мышц
• продолжительностью
интервалов отдыха между упражнениями
• наличие эмоционального
фактора
• исходные положения
• привлечение различного
объема мышечных групп, участвующих в движении при выполнении упражнений
Дозировать упражнения надо исходяиз учета степени подготовленности
занимающихся, их возраста, пола, а так же решаемых задач.
Поделиться в социальных сетях: