-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая
гимнастика.
Общая характеристика
пальчиковой гимнастики
При изучении деятельности человеческого мозга и
психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки.
Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга
и несет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих
на то, что при развитии мелкой моторики ребенка развивается речь, мышление, а в
дальнейшем формируется письмо.
Так, выдающийся невропатолог и психиатр В. М.
Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью
и способствовали ее развитию.
М. М. Кольцова (1998 ) указывает на то, что у ребенка сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция и все
последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени
тренировки движения пальцев.
М. С. Рузина (1998 ), рассматривая привычный набор
занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка,
нанизывание бусинок и колец, рисование узоров), указывает, что пальчиковый
игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, а также
улучшить речь и мышление.
Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-, 7-месячного возраста. Сюда
входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Это
поглаживание и легкое разминание ежедневно 2— 3 минуты. Уже с десятимесячного
возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала
пальцы ребенка сгибают, разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем
он это выполняет самостоятельно.
На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой
руками о стол или другую поверхность, а потом уже в положении согнутых рук
перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом
направлении при различном исходном положении ребенка.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно классифицировать по
следующим признакам:
• по направленности работы мышц
пальцев рук;
• упражнения на координацию;
• по направленности работы
пальцев по различным поверхностям;
• упражнения с предметами;
• образное выполнение
(речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);
• упражнения
лечебно-профилактического танца (под музыку);
• самомассаж пальчиками.
Упражнения на работу мышц
пальцев рук.
Все упражнения этой группы можно выполнить двумя руками,
отдельно правой, левой кистью или поочередно.
- Сгибание и разгибание пальцев в
кулак.
- «Фонарики» — руки согнуты на
уровне головы, пальцы в стороны, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой,
затем левой руки (имитируя « мигание фонариков»).
- «Прятки» — поочередно сгибать
пальцы правой руки, начиная с большого, то же — начиная с мизинца. Повторить
упражнение левой рукой.
- «Грабли» — ладони на столе,
пальцы в стороны. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы
напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.
- «Заборчик» — сведение и
отведение пальцев от среднего.
Пальцы в стороны-вместе.
Упражнения на
растягивание мышц и связок
пальцев рук
- Ладони на столе. Поднять
основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить основание ладони,
кисти расслабить.
- Левая ладонь на столе. Правой
рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растянуть мышцы. Опустить
левый указательный палец на стол. То же выполнить с другими пальцами и поменять
исходное положение рук. В конце руки расслабить.
Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым
пальцем
• «Волна» — правая рука согнута
на уровне груди. Волнообразное движение кистью вправо-влево, то же левой рукой.
• «Большая волна» —
кисти рук на уровне груди, ладонями вниз, пальцы переплетены. Правое предплечье
поднимается вверх, левое предплечье опускается вниз поочередно и волнообразно.
•
«Дельфин» — правая кисть на уровне плеча. «Дельфин ныряет в воду» —
волнообразное движение рукой, начиная с кончиков пальцев («нос дельфина»), то
же левой рукой, то же двумя руками — два дельфина.
• «Хвостик рыбки» — руки вперед
ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Поочередное опускание пра
вой кисти вниз, левой — вверх и наоборот.
• «Оса» — указательный палец
правой руки разогнуть вперед, остальные пальцы в кулак. Вращательные движения
вправо и влево указательным пальцем. Повторить движения другими пальцами
и другой рукой.
• «Моторчик» — пальцы сцеплены
(переплетены) перед грудью. Вращательные движения кистями рук.
• «Птички летят» — руки согнуты в
стороны, махи кистями.
• «Змея» — ладонь правой руки
расположена вертикально.
Волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи. То же повторить
другой рукой, двумя руками.
Упражнения
на координацию движений пальцев
рук
- «Пальчики здороваются» — кончик
большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного и мизинца. То же выполнить левой рукой и одновременно
двумя руками.
- Пальчики правой руки
«здороваются» с пальчиками левой руки — большой пальчик с большим
пальчиком, указательный — с указательным и т. д.
- «Крючки»
— указательные
пальцы зацепить
друг за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить други ми
пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.
- «Цепочка»
— большой и указательный пальцы левой руки
в кольце, через него проходят в таком же соединении пальцы правой руки. Далее
большой соединяется со сред ним пальцем и т. д.
- «Кошка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный
палец и мизинец подняты вверх.
- «Мышка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный
палец и мизинец согнуты и при жаты к среднему и безымянному пальцам.
- «Зайка и барабан» — пальцы в
кулак, указательный и средний вверх — прижаты друг к другу. Безымянный и
мизинец поочередно стучат по большому пальцу.
- «Коза» — указательный и мизинец
выставлены вперед, остальные пальцы в кулак.
- «Улитка» — пальцы в
кулак, указательный и средний пальцы разогнуть вперед — «рога
улитки».
- «Петушок» - прижать
указательный палец и большой. Остальные пальцы в
стороны и поднять вверх.
- «Курочка» — прижать
указательный палец и большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в
полусогнутом положении.
- «Жук» — пальцы в кулак.
Указательный и мизинец разогнуть вперед-в стороны и шевелить ими.
- «Краб» — ладони вниз, пальцы
переплетены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на
пальцах ладони вправо, затем влево.
«Замок» — ладони прижаты друг к другу. Пальцы пере плетены. Перебирать
ими.
- «Слон» — средний палец опущен вниз («хобот» ). С одной
стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой —указательным и большим
пальцами. Шевелить средним пальцем.
- «Птичка» - ладони повернуть к себе, большие пальцы
переплетены, сцеплены друг с другом, остальные пальцы — «крылья». Махать ими.
- «Собачка» - рука согнута перед
грудью. Согнутые пальцы — указательный — «глаз» и большой — «ухо.
Разгибать и сгибать большой палец — «собачка шевелит ушами » .
Разгибать и сгибать указательный палец — «собачка моргает глазами». Отводить и
подводить мизинец — «со бачка лает». Выполнить движение одной правой рукой,
затем левой рукой и обеими руками («две собачки»).
- «Лесенка» — указательный палец правой руки касается большого пальца левой
руки, а указательный палец левой руки касается большого пальца правой руки. Не
отрывая указательного пальца правой руки от большого пальца левой руки,
поменять исходное положение рук. То же можно выполнить с касанием больших
пальцев средними пальцами, затем безымянными и мизинцами.
Упражнения с работой пальцев по различным поверхностям
• «Очки» — большие пальцы вместе
с остальными правой и отдельно левой руки образуют почти замкнутые круги.
Поднести их к глазам.
• «Флажок» — руки согнуты
перед собой, ладонью вперед.
Четыре пальца вместе вытянуты, большой палец опущен вниз — «древко флажка».
Махать четырьмя пальцами.
• «Лодочка» — обе ладони
поставлены на ребро и внизу со единены, большие пальцы прижаты, образуется
углубление — «днище лодочки».
• «Пароход» — так же как
«лодочка», но большие пальцы подняты вверх — «труба парохода».
• «Стул» - левая ладонь
поставлена вертикально вверх - «спинка стула». К ее нижней части
приставляется правый кулачок — «сидение», большие пальцы вместе.
• «Стол» — левая кисть в кулак,
сверху на него опускается правая ладонь.
• «Шарик» — все пальцы обеих рук
собрать вместе. Затем подуть на них, при этом пальцы, не разъединяясь,
принимают форму шара.
• «Солдатики» —
указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные в кулак.
«Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.
• «Встречи» — руки внизу,
перебирать пальцами по боковым поверхностям бедер, туловища и головы до
«встречи» кистей на голове. Там пальчики изображают «игры», «борьбу» муравьев.
Затем, устав, руки расслабленно опус каются вниз.
• «Муравейник» — кисти рук на
уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются. Беспорядочные движения
пальцами — «муравьи бегают».
• «Человечек» — указательный и
средний пальцы правой руки «бегают» по согнутой левой руке. То же выполнить
левой рукой.
• «Пианино» — перебирать пальцами
по столу, ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.
• «Лягушата» — ладонь прижата к
столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и далее разогнуть
пальцы вперед в исходное положение - «лягушата прыгают».
• «Крокодил» — ладонь
горизонтально расположена на столе. Большой палец под ладонью. Указательный и
мизинец согнуты («глаза») и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Передвигать ладонь по столу.
Упражнения
пальчиками с предметами
- Складывание фигурок из палочек:
квадрат, треугольник, кубик, мельница, звездочка, флажок, лодка, рыбка, солнце,
машина, ракета, качели, кровать, табурет, забор, санки, колодец и другие.
- Складывание цифр из палочек: 1,
4, 0, 6, 9, 11 и т. д.
- Складывание букв из палочек: А,
О, У, И, Ш и т. д.
- Выкладывание букв, слов из
мозаики, камешков, листиков, кубиков и другого материала.
- Гимнастика и игры с учебными
предметами: карандаш, ручка, линейка, с одним и двумя предметами.
- Изображение цифр, букв
пальцами: 0, 1, 8, М, Л и другие.
- Упражнение пальчиками с
гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об пол, о
стену, пере каты и ловля с партнером), гимнастическая палка (пере каты,
горизонтальные и вертикальные подбрасывание и ловля, вертикальное
балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах), лента (взмахи, круги,
змейки горизонтальные — «серпантин», вертикальные — «заборчик», «спираль»).
- Упражнения пальчиками с
нестандартными предметами: платочек, шарфик, косынка (взмахи, перекладывание из
руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений); горох, орехи, шары, мячи с
резиновыми шипами (катание в ладони, по полу, столу, частям тела); кукольный
театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек и
изображение героев сказок, рассказов).
Поделиться в социальных сетях: